Банковское право в системе финансового права

Место банковского права в системе российского права


Существует и еще одна точка зрения, заключающаяся в том, что банковское право не является ни самостоятельной отраслью права, ни подотраслью какого либо права, а представляет собой просто банковское законодательство. специального банковского законодательства (ФЗ
«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
, ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»); общего банковского законодательства (Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и т.

Банковское право в системе финансового права


Но установление налогов является одним из методов финансовой деятельности государства, методов формирования публичного денежного фонда — бюджета либо внебюджетного фонда. Налоговые отношения как разновидность финансовых отношений всегда представляют собой доходные отношения какого-либо фонда денежных средств. Существование налогов обусловлено наличием денежного фонда, в который они поступают. Без соответствующего денежного фонда, принадлежащего государству, не может быть и налогов.

Налоговое право представляет собой часть финансового права.

Особенная часть финансового права включает в себя расположенные в определенном научно обоснованном порядке и логической последовательности подотрасли и институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена. В особенную часть финансового права входят следующие институты: Г.А. Тосунян и А.Ю. Викулин выдвинули «гипотезу о формировании в системе права новой профилирующей отрасли права, имеющей своим предметом одновременно публичные и частные (точнее, корпоративные) финансы.



При этом способы правового регулирования правоотношений с участием банков и иных кредитных организаций обладают определенной спецификой, обусловленной тем, что банковское право регулирует как деятельность коммерческих кредитных организаций, так и деятельность ЦБ РФ и его территориальных учреждений.

Причем на коммерческие банки законодатель возлагает ряд контрольных функций, не свойственных коммерческим организациям (например, на уполномоченные банки — функции агента валютного контроля).

По этой причине в ука­занный период договорные отношения, регулируемые нормами гражданского права, естественно, имели лишь подчиненное значе­ние и весьма ограниченную область распространения. В таких ус­ловиях, конечно же, не могла возникнуть практическая потреб­ность в том, чтобы объединять нормы гражданского и административного права в единую отрасль банковского права, превращая его тем самым в комплексную отрасль. С началом экономической реформы и обусловленными ею ка­чественными изменениями законодательства резко изменилось со­отношение норм публичного и частного права, регулирующих бан­ковскую деятельность, в пользу последнего.

В состав банковского права входят нормы гражданского права, регулирующие создание и деятельность банков как коммерческих… … Политология.

Словарь. БАНКОВСКОЕ ПРАВО — межотраслевой комплекс правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью коммерческих банков и Центрального банка. В состав Б.п. входят как нормы гражданского права (регулирующие создание и деятельность… … Юридическая энциклопедия Банковское право — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону.

Банковское право: основные подходы


е. отношения, возникающие в связи с осуществлением властных полномочий. Следовательно, банковское право также необходимо рассматривать как часть публичного права.

Этот подход к банковскому праву был оправдан, когда банковская система являлась элементом государственного (административного) механизма и играла роль перераспределения денежных ресурсов на основе государственного плана. Именно такой, тождественной системе государственного банка, была банковская система в рамках социалистического хозяйства.

эмиссионное право; бюджетное право; налоговое право; банковское (публичное) право; финансово-контрольное право. Правовой институт в финансовом праве — это первичное само­стоятельное структурное подразделение данной отрасли, где право­вые нормы группируются по их юридическому содержанию. Таким образом, нормы финансового права образуют финансо­вое право как целостное нормативное образование не непосред­ственно, а через правовые институты, которые в одних случаях сводятся в подотрасли финансового права, в других выступают как самостоятельные подразделения отрасли.

государственного кредита; лотереи; ценных бумаг; страхового права; финансов предприятий и учреждений всех форм собственно­сти и т.д. Распределение финансово-правовых норм по подотраслям и пра­вовым институтам обусловливает их построение в два уровня: на первом — подотрасли финансового права, за ними — самостоятельные правовые институты. Эмиссионное право наличного денежного обращения; безналичного денежного обращения; ведения кассовых операций; обращения ценных бумаг; обращения иностранной валюты . они регулируют общественные отношения в первичной и специфической сфере финансовой деятельности государства — в сфере эмиссионной деятельности; эти нормы содержатся в нормативных актах, принимаемых главным образом на фе­деральном уровне. Основными субъектами эмиссионной деятельности являются ЦБ РФ и его структурные подразделения на местах, а также кредит­ные (банковские) учреждения.



Финансовая система включает государственную финансовую систему и негосударственную финансовую систему. Негосударственная финансовая система состоит из финансов домашних хозяйств, личных финансов, финансов коммерческих и некоммерческих организаций. Эти финансы создаются производительным трудом населения и рынком. Государство не имеет к ним никакого отношения. Наоборот, государственная финансовая система создается за счет перераспределения финансов.



Основным методом правового регулирования финансового права является метод «власти и подчинения». Однако метод «власти и подчинения», применяемый финансовым правом, отличается от аналогичного метода, используемого другими отраслями публичного права, в частности административным правом. Отношения «власти и подчинения» при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношениях субординации, подчинения «по вертикали».

Банковское право является отраслью законодательства, включающей комплекс норм публично-правового и частноправового характера, направленных на регулирование отношений, возникающих по поводу и (или) в процессе осуществления банковской деятельности. Краткое определение. Банковское право есть упорядоченная совокупность юридических норм, составляющих неразрывное единство и регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу банковской деятельности.

Развернутое определение. Банковское право представляет собой систему формально определенных общеобязательных правил поведения, регулирующих отношения, связанные с определением правового статуса субъектов банковской системы, отношения, возникающие в процессе публично-правового регулирования банковской деятельности, а также отношения, складывающиеся непосредственно в процессе банковской деятельности. Наиболее тесно банковское право связано с предпринимательским.

Кафедрой разработаны учебно-методические комплексы по всем дисциплинам, отвечающие требованиям ГОС, применяются современные методы преподавания: интерактивы, мультимедиа, ТСО и т.д. Согласно учебному плану и требованиям специализации, студенты специализирующиеся по кафедре Административного и финансового права выполняют курсовые проекты, принимают активное участие в научно-исследовательских конференциях, тренингах, круглых столах, проводимых как нашей кафедрой, так и другими ВУЗами.

Общая часть: теория банковского права — Соотношение банковского права с иными отраслями права


В настоящее время также высказывается мнение, что выделять банковское право в самостоятельную отрасль пока рано, и оно должно рассматриваться как институт или подотрасль финансового права, так как в противном случае возникнет опасность, что оно будет обеспечивать только интересы самих банков, но не государства, не гражданина, не общества в целом.3 Однако, сегодня можно констатировать, что с развитием рыночных отношений плоскости финансового и банковского права практически не пересекаются.

Edit