Обязательно ли применять формы госкомстата для инвентаризации основных средств

Как правильно оформить инвентаризацию основных средств? С какой периодичностью и какими первичными документами?


Случаи, сроки и порядок проведения добровольной инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих такой инвентаризации, организация определяет самостоятельно* (ч. 3 ст. 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 2.1Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49). Порядок проведения инвентаризации (как обязательной, так и добровольной) отразите в учетной политике.

Передача ОС между материально ответственными лицами


Тем более что такая инвентаризация производится только в части имущества, закрепленного (числящегося) за конкретным материально ответственным лицом. Обратите особое внимание на то, что в соответствии с пунктам 2.10 Методических указаний № 49 при смене материально ответственных лиц (МОЛ) в инвентаризационных описях должны присутствовать по две подписи МОЛ: Акт о приеме-передаче объекта основных средств формы № ОС-1 (утв. п остановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7)

Общие правила проведения инвентаризации


В течение года, в межинвентаризационный период, в организациях с большой номенклатурой учитываемых ценностей, могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки. Рабочие комиссии, которые непосредственно проводят плановые инвентаризации материальных ценностей и денежных средств в местах их хранения, участвуют в определении результатов инвентаризации.

Инвентаризация основных средств


Они должны содержать все реквизиты, установленные для «первички», и быть утверждены руководителем компании ( ст. 9 Закона № 402-ФЗ ). Однако, по нашему мнению, использовать госкомстатовские унифицированные формы гораздо проще и удобней, чем разрабатывать собственные. В типовых бланках уже есть все необходимые данные и реквизиты. Поэтому рассматривая процесс оформления инвентаризации, мы будем основываться на унифицированных формах Госкомстата. Для проведения инвентаризации в компании должна быть создана инвентаризационная комиссия.

Первичные документы – подтверждение факта хозяйственной операции


Первичные учетные документы бывают унифицированные (форма которых разработана Росстатом (бывший Госкомстат РФ) или Центробанком) и самостоятельно разработанные налогоплательщиками. наименование документа; дата составления документа; наименование экономического субъекта, составившего документ; содержание факта хозяйственной жизни; величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; наименование должности лица совершившего сделку, операцию и ответственного за ее оформление; подписи этих лиц. Что касается печати, то хотя она не указана в числе обязательных реквизитов, но при наличии поля «М.П.» (место для печати) ее оттиск обязателен.

Постановление Госкомстата РФ от N 88


по учету кассовых операций (п. 1.1) — на юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющих кассовое обслуживание физических и юридических лиц; 3. С введением указанных форм не применять на территории Российской Федерации Постановление Госкомстата СССР от 28.12.89 N 241
«Об утверждении форм первичной учетной документации для предприятий и организаций»
в части форм первичной учетной документации по учету кассовых операций и результатов инвентаризации. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации разработан НИПИстатинформ Госкомстата России на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г.

С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению.

В данный список включены важнейшие и широко применяемые формы первичных учетных документов, утвержденные Росстатом (ранее — Госкомстатом РФ) и Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

Бухгалтерские формы по учету инвентаризации


Порядок и особенности заполнения каждой из этих форм мы подробно рассмотрим далее. Формы N ИНВ-22-ИНВ-26 применяются для надлежащей организации самого процесса инвентаризации и для контроля правильности ее проведения.

Они достаточно просты в оформлении, поэтому мы не будем описывать каждую из них подробно. В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации инвентаризация проводится в несколько этапов.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.

Edit